|
Главная » 2010 » Август » 19 » Автомобильные дороги – инвестиции в будущее
23:36 Автомобильные дороги – инвестиции в будущее |
Транспортные коммуникации объединяют все районы страны, что является необходимым условием ее территориальной целостности, единства экономического пространства. Они связывают страну с остальным миром, являясь основой обеспечения внешнеэкономических связей России и ее интеграции в глобальную экономическую систему.
Выгодное географическое положение позволяет России получать значительные доходы от осуществления транзитных перевозок по своим коммуникациям. Анализ мировых тенденций развития транспорта показывает, что ни одна страна не способна контролировать риски собственной экономики, не имея сильных транспортных позиций. Однако в транспортной отрасли до сих остается ряд нерешенных проблем.
Федеральные автомобильные дороги практически исчерпали свою пропускную способность. С превышением нормативной загрузки эксплуатируется 13 тыс. км дорог, особенно на подходах к крупнейшим городам, что составляет почти 29 процентов протяженности сети. Местная дорожная сеть развита недостаточно, поэтому значительная часть локальных перевозок производится по федеральным дорогам. Автомобильный транспорт является основным загрязнителем воздушного бассейна крупных городов (до 80 процентов общих выбросов), его доля в общих выбросах по стране составляет 40 процентов. Пока не завершено формирование опорной сети дорог в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Нерешенными остаются проблемы Московского транспортного узла. Через Московскую область к городу Москве проходит 12 федеральных дорог. Основной недостаток сети заключается в том, что радиальные направления автодорог, входящих в Москву, слабо связаны между собой дорогами высоких технических категорий. Это обстоятельство приводит к излишней концентрации движения на главных участках радиальных дорог, примыкающих к Москве и отсутствию возможности выбора других маршрутов движения.
Остро стоит проблема привлечения инвестиций в развитие транспортной отрасли, что обусловлено низкими инвестиционными возможностями транспортных предприятий, трудностями с привлечением долгосрочных заемных средств, неразвитостью механизмов государственно-частного партнерства. В настоящее время в большинстве случаев реализуется некапиталоемкая модель развития, при которой объемы услуг растут благодаря увеличению использования существующих основных фондов.
Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральное дорожное агентство, ФГУ «Дороги России» стараются найти наиболее эффективные решения указанных проблем. Ведется работа с другими ведомствами по приведению законодательства в соответствие с вызовами времени, разрабатываются различные формы государственно-частного партнерства в сфере строительства и управления дорог. Подготовлена и утверждена Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, президентом подписан закон «О концессионных соглашениях».
При переходе к интенсивному, инновационному, социально ориентированному типу развития страна стремится стать одним из лидеров глобальной экономики, что требует принятия адекватных стратегических решений по развитию транспортного комплекса на долгосрочную перспективу. На данном этапе Транспортная стратегия определяет активную позицию государства по созданию условий для социально-экономического развития, прежде всего в целях повышения качества транспортных услуг, снижения совокупных издержек общества, зависящих от транспорта, повышения конкурентоспособности отечественной транспортной системы, усиления инновационной, социальной и экологической направленности развития транспортной отрасли.
Выбор направлений развития транспортной системы базируется на проекте концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, бюджетных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, а также на широком спектре документов, определяющих перспективные направления развития общества и экономики России, ее регионов, транспортной системы страны в целом и отдельных видов транспорта (включая трубопроводный), международной транспортной интеграции, прежде всего в рамках СНГ и ЕврАзЭС, на законодательных и иных нормативных правовых актах в области обороны и национальной безопасности Российской Федерации. При формировании приоритетных направлений развития транспортной системы России учтен опыт разработки и реализации стратегических документов и инициатив в области развития транспорта за рубежом.
Минтранс России и Росавтодор проводили активную совместную работу по привлечению частных инвестиций и средств пользователей в развитие транспортной инфраструктуры. Был принят Федеральный закон «О концессионных соглашениях», создавший реальную основу для реализации форм государственно-частного партнерства в России. То есть, российская транспортная инфраструктура стала более привлекательной для вложений частного капитала. Политическая и экономическая ситуация на мировых рынках делают российские объекты ещё более интересными для вложений иностранных институциональных инвесторов.
С 2008 года началась реализация 13 крупных инфраструктурных проектов на принципах государственно-частного партнерства. Проекты находятся в высокой степени готовности и на данном этапе ведутся переговоры с частными инвесторами, в том числе зарубежными. Появление платных дорог, строительство и эксплуатация которых может быть делегировано инвесторам — важный шаг к экономическому развитию как отрасли, так и экономики страны в целом. Этот шаг не только поддержит страну в стесненных условиях кризиса, но и позволит, переняв самый передовой опыт мировых лидеров в этой области, получить дороги современного качества, совершить столь необходимый рывок к интенсивному развитию страны.
При подготовке проектов по концессионным соглашениям был проанализирован опыт западных стран, где давно выработаны основные подходы к управлению публичной собственностью. Природные ресурсы, публичные службы, права на отдельные виды деятельности и объекты госсобственности на Западе давно передаются в пользование концессионерам. В разработке также принимали участие специалисты Всемирного банка, давшие положительное заключение по проектами реализации схем ГЧП.
Пилотным концессионным соглашением станет головной участок скоростной трассы «Москва — Санкт-Петербург», предусмотренный в рамках программы «Совершенствование и развитие сети автомобильных дорог Центрального федерального округа на период до 2010 года», входящей в подпрограмму «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)», утвержденной постановлением Правительства РФ от 5.12.2001 г.
Федеральное Дорожное Агентство и ФГУ «Дороги России» ведут планомерную работу в этом направлении. В ближайшее время будет подписано первое со времен концессий на советском Дальнем Востоке концессионное соглашение по этому проекту. Появление современной скоростной трассы высокого качества позволит совместно с существующей автодорогой М-10 «Россия» обеспечить современную и эффективную транспортную связь между двумя столицами и центрами регионов. Новая магистраль станет альтернативным вариантом для прохождения транзитных грузов, частью международных транспортных коридоров «Север — Юг», частью панъевропейской сети дорог, в составе которых в настоящее время используется автодорога М-10 «Россия», технические параметры которой не обеспечивают достаточный пропуск существующего и, тем более, перспективного транспортного потока и не соответствуют ее статусу международной и федеральной автомагистрали.
Появление частных инвестиций в инфраструктуре — один из путей решения целого ряда проблем. Это не только снижение бюджетной нагрузки, но и использование самого передового мирового опыта не только в строительстве, но и в управлении дорожной инфраструктурой, появление механизма, позволяющего использовать новый комплекс решений: развитие конкурентного рынка транспортных услуг; увеличение удельного веса внутрироссийских перевозок и перевозок готовой продукции в общем транспортном балансе страны; повышение качества транспортных услуг на основе применения современных транспортных, логистических и инфокоммуникационных технологий, развитие новых форм организации транспортного процесса и взаимодействия между видами транспорта; кратное повышение производительности труда и энергоэффективности на транспорте; интеграцию транспортной системы России в евразийское транспортное пространство, развитие многовекторных транспортных связей с мировыми экономическими центрами; высокую территориальную мобильность населения; повышение инновационной активности транспортных компаний, кардинальное обновление транспортных и технических средств с учетом развития отечественного транспортного машиностроения, усиление роли научно-технического обеспечения в развитии транспортной отрасли; обеспечение надежности и безопасности функционирования транспортной системы, в том числе в сфере экологии, улучшение инвестиционного климата в транспортной отрасли.
Материал предоставлен ФГУ «Дороги России»,Наталья Модина
|
Просмотров: 1723 |
Добавил: sergio
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Календарь |
« Август 2010 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
|